Сайт учителя-дефектолога Астрейко Анны Николаевны

Каждый ребенок – уникальная личность!

Новое на сайте

10.01.25 Портфолио. АСТРЕЙКО АННА НИКОЛАЕВНА Образование – высшее...

10.01.25 Методическая копилка: Автоматизация звуков. Посещая регулярно занятия учителя-дефектолога, звукопроизношение..

10.01.25 Формирование лексико-граматических средств языка и развитие связной речи: Домашняя логопедическая тетрадь. Ю.Н. Кислякова, М.В. Былинино Развитие речи в играх и упражнениях В. А...

10.01.25 Формирование элементарных математических представлений: Картотека дидактических игр на развитие математических способностей для детей старшего дошкольного в: Картотека дидактических игр на развитие математических способностей для детей старшего дошкольного возраста.. Картотека дидактических игр на развитие математических способностей для..

10.01.25 Формирование элементарных математических представлений: Геометрические фигуры: Геометрические фигуры. Геометрические фигуры - веселая геометрия Геометрические фигуры -..

Посмотреть все

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд(удержание позы в одном положении).
  4. Соблюдать последовательность упражнений, идти от простых к сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новымможет быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Пока ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом / прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении/. Или с небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

7 . Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики:

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый следит за качеством выполняемых движений: точность, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему.

Выберите раздел:

Артикуляционная гимнастика свистящие звуки
Артикуляционная гимнастика шипящие звуки
Артикуляционная гимнастика сонорные звуки
Артикуляционная гимнастика звуки раннего онтогенеза