Автоматизация звуков
Посещая регулярно занятия учителя-дефектолога, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.
Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без
подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к
закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от
простого к сложному и проводится в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Формирование слоговой структуры слов С.С. Яворович
Слоговые лабиринты. Рабочая тетрадь по формированию слоговой структуры слова (1-14-ый продуктивный класс) у детей дошкольного возраста с ТНР.В пособии предложены материалы по формированию слоговой структуры слова продуктивных классов у детей с тяжелыми нарушениями речи. Материал подается так, чтобы ребенок многократно повторял слова, не ослабляя при этом внимания. Адресуется учителям-дефектологам специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи и групп интегрированного обучения и воспитания учреждений дошкольного образования, а также материал может быть использован воспитателями учреждений дошкольного образования и родителями детей, имеющих нарушения слоговой структуры слова.